Карта территориальных органов Ространснадзора

Главная / Новости / 28 ноября 2008 года состоялось расширенное…

28 ноября 2008 года состоялось расширенное заседание коллегии Министерства транспорта Российской Федерации

Открывая заседание коллегии по вопросу о комплексном развитии систем безопасности мореплавания и судоходства, Министр транспорта Российской Федерации И. Е. Левитин отметил, что в настоящее время в России создан целый ряд технических информационных систем в области безопасности мореплавания и судоходства для решения конкретных задач как локального, так и общенационального уровня.

В России также есть примеры создания и сопровождения самостоятельных международных информационных систем в этой области. По словам Министра, сейчас наступило время комплексного подхода к их созданию и развитию, поскольку одной из главных на сегодня является проблема обеспечения безопасности и качества транспортных услуг. При этом Игорь Левитин подчеркнул, что безопасное и надежное функционирование транспортного комплекса в значительной мере зависит от деятельности контрольных и надзорных органов в сфере транспорта.

С докладом «О комплексном развитии систем безопасности мореплавания и судоходства» выступил директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта А. Ю. Клявин.

В своем докладе Алексей Клявин особо подчеркнул, что в связи с предусмотренным Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2-15 гг.)» увеличением грузооборота морского и речного транспорта и, как следствие, значительным увеличением интенсивности судопотоков на море и внутренних водных путях (ВВП), а также необходимостью учитывать тенденции мирового развития систем обеспечения и контроля мирового судоходства встает вопрос создания комплексной интегрированной системы контроля судоходства в целях обеспечения безопасности мореплавания и судоходства и охраны окружающей среды от загрязнения с судов.

Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2003 г. №909-р, направлена на перспективное поэтапное открытие ВВП России для плавания судов под флагами иностранных государств, а также углубление международной экономической интеграции. Разрабатываемая в настоящее время информационная система должна обеспечить непрерывный и полноценный контроль перемещения судов и грузов по ВВП, анализ технического состояния судов с целью принятия своевременных и адекватных мер к обеспечению безопасности судоходства и защиты водной среды.

Именно поэтому создание интегрированной информационной системы морского и речного транспорта и ее интеграция с другими информационными системами в области обеспечения безопасности мореплавания и судоходства на внутренних водных путях и защиты окружающей среды от загрязнения с судов, с элементами информационно-аналитической системы мониторинга и государственного управления на морском и речном транспорте позволит решить ряд задач, актуальных и в настоящий момент и в будущем для отраслей морского и внутреннего водного транспорта.

С содокладом «О комплексном развитии систем безопасности мореплавания и судоходства» выступил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В.А. Попов. В своем выступлении В.А. Попов отметил, что любой транспорт – это источник повышенной опасности, что по определению предполагает наличие в транспортной отрасли Системы обеспечения безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. № 377 утверждена Федеральная целевая программа « Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)» (далее – Программа).

В перечне целей и задач Программы значатся:

-обеспечение транспортной безопасности;

-развитие интегрированной системы контроля безопасности на транспорте.

Вопрос об обеспечении безопасности судоходства также был поставлен в Обращении «Выполнять неукоснительно» Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина к отрасли 20 июля 2008 года.

Однако, понимая, что обращений не может быть много, а должна быть динамичная, бескомпромиссная работа Службы надзора в этой сфере.

Данной проблеме была посвящена Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 23 сентября этого года.

Как прозвучало на коллегии Службы, мы в постоянном поиске совершенства надзорной деятельности.

Правильно ли выстроены регламенты, компетентны ли мы выполнять качественно, что очень важно, на опережение АС, функцию надзора, возложенную на нас государством? При этом выявляя и пресекая деятельность недобросовестных участников транспортного процесса.

В настоящее время, (по сравнению с СССР) количество судовладельцев увеличилось в сотни раз. В Союзе было 18 государственных морских пароходств, 35 государственных речных пароходств, а сейчас в Российской Федерации насчитывается более 9 тыс. судоходных организаций различных форм собственности, из них более 60% (более 6 тыс. организаций) эксплуатируют менее 3-х судов, Нужно отметить, что Государственное регулирование в этом вопросе утрачено.

Хочу довести до Вашего сведения последние данные о состоянии аварийности на морском и внутреннем водном транспорте на 28 ноября 2008 года, а также привести некоторые показатели аварийности за ряд предыдущих лет. Число аварийных происшествий в 2008 году значительно снизилось, причем как на морском, так и на внутреннем водном транспорте.

Это результаты широкомасштабных действий, направленных на предотвращение предпосылок к возникновению аварийных ситуаций, предпринятых Минтрансом России, Ространснадзором и Федеральным агентством морского и речного транспорта. Сейчас, когда 2008 год уже практически заканчивается, можно сказать, что надлежащие выводы из уроков Керченских событий 2007 года были сделаны.

Вместе с тем нельзя умолчать о том, что сделано собственно только то, что должно было быть сделано ещё десять лет назад. Можно сказать, что активно используемыми административными мерами мы заставили судоходные компании разгрести скопившиеся десятилетиями завалы.

Ространснадзор считает, что в деле обеспечения безопасности мореплавания уже давно пора судоходным компаниям научиться работать самостоятельно, без постоянного административного понуждения.

Эффективность влияния государства на уровень безопасности настолько достаточна, насколько у государства имеются и используются инструменты влияния.

При этом мы хорошо осознаем, что бесконечный рост «инструментов влияния» — невозможен. Поэтому мы в Ространснадзоре пошли по пути изыскания возможности повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности за счет оптимизации использования имеющихся средств. Для этих целей Ространснадзор разработал технические задания на производство НИОКР. Уже в текущем году мы должны получить научный отчет по теме исследования «Повышение качества исполнения государственных функций по надзору».

С её помощью мы надеемся существенно оптимизировать контрольно-надзорную деятельность, повысить её эффективность, создать оптимальную структуру, создать систему комплектования, подготовки и повышения квалификации инспекторского состава.

На 2009 год также разработан целый ряд других технических заданий на проведение исследований, целью которых также станет повышение эффективности работы надзорных органов.

Пользуясь случаем выступить перед столь авторитетной аудиторией, хочу отметить следующее:

В целях облегчения получения лицензий, с 1 июля 2008 года на территориальные управления государственного морского и речного надзора (Госморречнадзор) возложены полномочия по предоставлению лицензий на морском транспорте, что сокращает время на пересылку документов и устранения выявленных недостатков соискателями лицензий.

Так же в этом году территориальным управлениям госморречнадзора переданы полномочия по аттестации должностных лиц осуществляющих контроль за обеспечением безопасности судоходства и предотвращением загрязнения окружающей среды, что облегчает прохождение аттестации лицам, находящимся в удаленных районах.

Уважаемое собрание!

Из-за недостаточного выделения средств инспекторский состав имеет возможность выезжать в служебные командировки не более 10 дней в году, в результате чего отдельные субъекты транспортного комплекса не проверяются в течение 5 и более лет. Так что «кошмарить» бизнес при всем нашем желании мы были не в состоянии. Начиная с текущего года мы в динамике получения средств и это вселяет оптимизм.

И еще на одной проблеме хотелось бы остановиться.

Как известно, проблема стареющего флота становиться все более очевидной.

Не секрет, что многие российские судовладельцы оперируют в настоящее время значительным количеством судов, чей возраст превышает 30 лет.

Техническое состояние этого флота, несмотря на формальное соответствие предъявляемым требованиям, зачастую остается неудовлетворительным в силу изношенности оборудования, отсутствия современных систем обеспечения безопасности мореплавания.

Естественно эксплуатация такого флота создает серьезные проблемы как в части предотвращения аварийности на морском и речном транспорте, так и недопущения экологических катастроф, загрязнения окружающей среды.

Безусловно, территориальные органы надзора на морском и речном транспорте принимают в пределах предоставленной им компетенции меры по выявлению и предотвращению фактов эксплуатации флота, не отвечающего предъявляемым требованиям.

Однако, только их деятельность не может обеспечить решение главной проблемы- замены старых судов на новый флот, поскольку подчас формально — все документы у судна в порядке.

В этой связи представляется целесообразным введение порядка эксплуатации флота при котором эксплуатация судов возраст которых свыше 30 летстановилось бы экономически невыгодной для судовладельцев.

В качестве таких мер, по нашему мнению, могло бы стать введение правила, по которому при превышении возраста судна 30 лет, судовладелец должен был бы платить налог на имущество по ставке 1,5-2 по сравнению с более « молодыми» судами.

Так же, такие суда подлежали бы ежегодному освидетельствованию Морским и Речным Регистрами с обязательным докованием этих судов.

Более того, мы убеждены, что внедрение СУБ (системы управления безопасностью) в судоходных компаниях в навигацию 2009 года позволит в конце-концов урегулировать вопрос эксплуатации некондиционного флота.

Введения подобных новаций в систему права Российской Федерации позволило бы создать необходимые условия для обновления флота, введения в эксплуатацию судов отвечающих современным требованиям и соответственно повышению в целом уровня безопасности судоходства в Российской Федерации.

На сегодня органы надзора на море и речке состоялись и вполне компетентны интегрировано решать задачи по достижению генеральной цели — подержания на должном уровне показателей транспортной безопасности за счет организации бесперебойной работы всей Системы обеспечения безопасности.

Было бы очень полезным для нас вооружиться предложениями, изложенными сегодня в выступлениях специалистов на Коллегии.

Спасибо за внимание.

 

Подробности на сайте Минтранса России www.mintrans.ru

Дата последнего изменения 23.12.2008 0:00